Автоматизированная система диагностики пассажирского вагона 61-4179

Сайт главного конструктора

 02.05.2011

Содержание сайта главного конструктора

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 61-4179
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 61-4179

Основные задачи стратегии ОАО «РЖД» в сфере пассажирских перевозок связаны с повышением безопасности, увеличением комфортности обслуживания пассажиров и повышением эксплуатационной надежности.

Усложнение электрических схем пассажирских вагонов новых построек и старение старых требует значительного ужесточения требований к проведению испытаний после плановых ремонтов, технического обслуживания и качественной подготовки в рейс.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 61-4179

Становится актуальным вопрос создания соответствующей диагностической базы в ЛВЧД железных дорог, обеспечивающей качественный контроль за состоянием пассажирских вагонов, независимый от человека, гарантирующий пожаробезопасность, электробезопасность и эксплуатационную надежность в процессе эксплуатации.

При разработке технологических инструкций по ремонту пассажирских вагонов закладывается диагностическое оборудование для проведения испытания электрооборудования, которое часто не обеспечивает качественный контроль или он вообще отсутствует в пассажирских депо.

Это требует специального оборудования, без которого вагонное депо не сможет выполнить полноценный ремонт, а все более нарастающая номенклатура электронных блоков новых пассажирских вагонов требует широкой универсальности диагностического оборудования.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 61-4179

В соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 13 декабря 2005 г. № 2095р (п.7 технических мероприятий) «О повышении эксплуатационной надежности технических средств ОАО РЖД» и Заказ-наряда ЦЛД: № 2 от 14.03.2007 г., в ПКБ ЦЛ разработана автоматизированная система диагностики цепей управления и электронных блоков пассажирского вагона 61-4179, (в дальнейшем СДПВ-61).

СДПВ-61 осуществляет качественный контроль состояния цепей управления и электронных блоков электрооборудования пассажирских вагонов (объекта контроля), независимый от человека, гарантирующий пожаробезопасность, электробезопасность и эксплуатационную надежность в процессе эксплуатации, обеспечивая требования технологических инструкций по ремонту пассажирских вагонов.

1. НАЗНАЧЕНИЕ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕКТРОННЫХ БЛОКОВ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 61-4179

1.1 Автоматизированная система диагностики цепей управления и электронных блоков пассажирского вагона 61-4179 СДПВ-61 предназначена для использования в качестве переносного технологического оборудования для диагностики цепей управления и электронных блоков электрооборудования пассажирских вагонов 61-4179 после ремонта, технического обслуживания и профилактических работ, а также для локализации имеющихся в них неисправностей на уровне неисправной цепи или неисправного блока непосредственно на вагоне.

1.2 Конечным результатом работы является объективная диагностика цепей управления и электронных блоков пассажирских вагонов 61-4179 после ремонта, технического обслуживания и проведения профилактических работ, повышающая качество ремонта за счет исключения "человеческого фактора" и ошибок операторов.

1.3 Результаты проверки записываются в электронный журнал, систематизируются и выдаются в виде рекомендаций обслуживающему персоналу, обеспечивая повышение эксплуатационной надежности электрооборудования вагона и увеличивая безопасность движения и комфортность обслуживания пассажиров.

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

2.1 Электропитание СДПВ-61 осуществляется от однофазной сети переменного тока номинальным напряжением 220 В ±10% и частотой 50±1 Гц или инвертора =110В/≈220В.

2.2 Максимальная потребляемая мощность, не более 300 ВА.

2.3 С помощью СДПВ-61 обеспечивается:

- подача питающего напряжения на входы цепей объекта контроля;

- подключение входов/выходов объекта контроля к выходам/выходам СДПВ-61, представленных в виде цифровых и аналоговых сигналов от цифро-аналогового преобразователя (ЦАП ) и оптоключей;

- подключение выходов/выходов объекта контроля, представленных в виде цифровых и аналоговых сигналов и согласованных по уровню и мощности с входными сигналами СДПВ-61;

- проверка целостности электрических цепей проверяемого объекта;

- проверка контактов подключения цепей и надежность винтовых соединений;

- проверка работоспособности электронных и электрических цепей узлов и блоков, работоспособность датчиков и цепей защиты;

- оценка величины напряжения, тока потребления, сопротивления, емкости и индуктивности в разных точках проверяемой цепи или блока при различных режимах работы с помощью встроенных мультиметра и осциллографа;

- возможность регулировки исправной цепи или блока по заданным параметрам.

2.4 Время диагностики цепей управления электрооборудования пассажирского вагона 61-4179 не более 60 минут, электронного блока на работоспособность не более 10 минут.

2.5 СДПВ-61 сохраняет работоспособность при следующих условиях эксплуатации:

- температура окружающего воздуха (20±15)°С;

- относительная влажность (60±15)%.

2.6 Габаритные размеры устройства не более 240×300×500 мм.

2.7 Масса устройства не более 16,0 кг (включая массу адаптера).

3 УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

3.1 СДПВ-61 выполнен в переносном исполнении и конструктивно состоит из функционально независимых узлов, объединенных в единый конструктив:

- тестера функционального контроля FT1-РЖД;

- устройства сопряжения с объектом контроля (адаптера);

- соединительных жгутов с объектом контроля.

3.2 Тестер функционального контроля FT1-РЖД .

3.2.1 Тестер функционального контроля FT1-РЖД (в дальнейшем – тестер) представляет собой модульную конструкцию и размещается в стандартном корпусе с возможностью гибкого изменения конфигурации за счет установки в него дополнительных модулей.

Конструктивно тестер представляет переносную рабочую станцию с установленными в ее инструментальном шасси диагностическими модулями.

3.3 Адаптер цепей управления и электронных блоков электрооборудования ЭВ-44 пассажирского вагона 61-4179 (Адаптер-ЭВ44).

3.3.1 Адаптер-ЭВ44 предназначен для сопряжения сигналов между СДПВ-61 и проверяемым электрооборудованием или блоками электрооборудования пассажирских вагонов 61-4179.

3.3.2 Адаптер может быть использован для одной системы электрооборудования пассажирских вагонов 61-4179. Для разных систем электрооборудования и блоков требуются различные адаптеры.

3.3.3 Разработка нового адаптера осуществляется на основе базового адаптера, включающего в себя полный набор функциональных возможностей для подключения цепей управления и электронных блоков электрооборудования пассажирских вагонов.

3.4 Соединительные жгуты СДПВ-61 с объектом контроля.

Соединительные жгуты СДПВ-61 представляют собой кабели, через которые подключаются объекты контроля к автоматизированной системе диагностики цепей управления и электронных блоков пассажирского вагона 61-4179 СДПВ-61. Соединительные жгуты имеют дополнительные линии для подключения измерительных приборов (мультиметра, осциллографа и т. п.).

4 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ И ПРИНЦИП РАБОТЫ СДПВ-61

4.1 Диагностический тест.

4.1.1 Диагностический тест (Тестовая программа) предназначен для управления диагностическими модулями, обеспечивающими подачу на проверяемый узел или блок (объект контроля) входных воздействий, контроль параметров выходных сигналов и анализ результатов проверки.

4.1.2 Разработка тестовой программы самая трудоемкая часть процесса и ведется индивидуально для каждой узла или блока, требует совершенных знаний основ электроники, программирования и принципа работы проверяемых систем электрооборудования пассажирских вагонов. Разработкой тестовых программ занимаются инженеры очень квалификации. В основе разработки тестовой программы лежит общий алгоритм, устанавливающий правила и последовательность действий при ее выполнении.

4.2 Принцип работы СДПВ-61.

4.2.1 К СДПВ-61 подключается адаптер, соответствующий проверяемой системе электрооборудования пассажирского вагона.

4.2.2 Выбрав с помощью клавиатуры требуемый диагностический тест, соответствующий проверяемой системе электрооборудования пассажирского вагона, систему вводят в состояние проверки. Дальнейшие действия оператора выполняются в диалоговом режиме в соответствии с инструкциями, выводимыми на экран монитора.

4.2.3 В процессе проверки на монитор выводятся значения величин напряжения, сопротивления, логических уровней и других проверяемых параметров в точках контроля испытуемого узла или блока.

4.2.4 Для исправного блока, если это необходимо, выбирается программа регулировки, соответствующая проверяемому блоку и их регулировочными элементами производят регулировку.

4.2.5 Программа сбора информации ведет статистику неисправных систем электрооборудования пассажирского вагона по типам неисправности, дате, количеству, систематизирует виды неисправностей.

4.2.6 При подключении к информационной сети информация от всех источников может собираться в единый центр и передаваться изготовителю и разработчику оборудования для профессионального анализа.

4.2.7 Устройство позволяет выявлять потенциальные неисправности при проверке электрических цепей.

4.2.8 СДПВ-61 выполняет проверку в следующей последовательности:

- измеряет величину сопротивления цепи, определяя ее целостность;

- измеряет величину сопротивления между проводами и на корпус;

- измеряет величину сопротивления и индуктивности защитных элементов генератора и электропотребителей;

- проверяет на функционирование цепи управления и блоки;

- снимает осциллограммы в необходимых точках;

- измеряет величину тока потребления электропотребителей;

- проверяет на функционирование датчики.

Все полученные замеры сравниваются с эталонными значениями, полученными с руководств по эксплуатации электропотребителей или инструкций по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов. Эталоны получают при проверке на функционирование исправных вагонов.

Перспективы внедрения автоматизированной системы диагностики цепей управления и электронных блоков пассажирских вагонов.

1. Стратегия разработки СДПВ-61 позволяет перестраивать конфигурацию под любые задачи диагностики электрооборудования железнодорожного транспорта, как для пассажирских вагонов, так и для мотор-вагонов.

2. Универсальность автоматизированной системы диагностики цепей управления и электронных блоков пассажирских вагонов позволяет оснащать вагонные депо компактным диагностическим оборудованием.

ПРЕИМУЩЕСТВА СТЕНДА СДПВ-61

1. Диагностика цепей управления и электронных блоков пассажирского вагона посредством СДПВ-61 позволяет наиболее полно и объективно проверить все узлы защиты, регулирования и контроля. Это достигается за счет проверки отдельно каждого узла цепи управления или электронного блока путем имитации аварийных ситуаций и контроля реакций на всевозможные входные воздействия.

2. Имеющиеся сейчас стенды позволяют проверять электрооборудование только в реальном режиме (имитируя движение вагона) и, следовательно, ни коим образом не могут проверить работу цепей защиты электрооборудования, а также работу электрооборудования в критических ситуациях. Проверка на стенде, имитирующем движение, является трудоемким, малоэффективным и дорогостоящим.

3. Самодиагностика или встраиваемая диагностика проверяет только выходные узлы схемы, что соответствует уровню диагностики 20...30%. Дальнейшее повышение уровня самодиагностики приводит к снижению надежности электрооборудования за счет усложнения электрической схемы.

4. Имеющееся в настоящее время руководство по ремонту электрооборудования пассажирских вагонов требует проверки работоспособности при краевых параметрах воздействия на проверяемое электрооборудование. В настоящее время предлагаемые к поставке стенды являются узкоспециализированными и не обеспечивающими полную диагностику. Кроме того, требуемое количество разных стендов даже для одной системы электрооборудования пассажирского вагона превышает 20 штук. Диагностика на данном оборудовании требует знаний оператора и не исключает «человеческого фактора».

5. Автоматизированная система СДПВ-61, являясь универсальным оборудованием, может заменить всю громадную номенклатуру предлагаемых стендов контроля электрооборудования пассажирских вагонов, обеспечивая высококачественную диагностику и исключить «человеческий фактор».

6. СДПВ-61 может быть использован как для пассажирских вагонов, эксплуатирующихся в настоящее время, так и современных вагонов будущих разработок. Для этого необходима только поставка недорогих новых адаптеров и диагностических тестов.

7. Имеющиеся возможности СДПВ-61 позволяют связать в единую сеть всю информацию о состоянии вагонов, систематизировать неисправности вагонов и воздействовать на поставщиков пассажирских вагонов и разработчиков электрооборудования для них.

8. После проведения диагностики цепей управления и электронных блоков на СДПВ-61 увеличивается безопасность пассажирского транспорта вследствие более качественной проверки электрооборудования пассажирских вагонов.

 
© 2009 - 2011, Сайт главного конструктора Обратная связь Дизайн – Уголок дизайна Ивана Гаранжи
Сайт Ивана Васильевича